Во многие классы в сентябре придут новые ученики. Как познакомить их с другими ребятами и облегчить процесс адаптации? Делимся некоторыми мыслями и будем рады, если вы дополните их в комментариях.
Дети младшего школьного возраста воспринимают нового ученика сквозь призму учебной деятельности. Они сами находятся в процессе адаптации к своей новой роли, а новеньких оценивают через педагога. То есть они ждут, как новичка оценит учитель, а затем присоединяются к его точке зрения.
Средние классы — это возраст индивидуализации, когда подросток начинает обосабливаться от внешнего мира, проявлять себя. Нередко это происходит за счёт унижения слабых — тех, кто не может дать отпор, и новички могут «попасть под раздачу». Большое значение имеет отношение к новым ученикам лидеров класса. Как правило, они оказывают влияние на всех остальных.
Старшеклассники также ищут собственное место в жизни, но новенький для них — это скорее возможность расширить круг общения. Поэтому адаптация новых учеников в старших классах в основном проходит более мягко. Особенно это касается ребят, которые готовы проявлять себя.
Существуют и общие рекомендации по адаптации новичков в коллективе:
1 Для начала поговорите с родителями о ребёнке и причинах перевода. Если они связаны с конфликтами в предыдущей школе, важно подробнее выяснить этот вопрос и, возможно, пригласить для консультации школьного психолога.
2 В личной беседе расскажите новичку о правилах школьной жизни, традициях класса и школы, вкратце охарактеризуйте ребят-одноклассников. Скажите, что будете готовы выслушать ученика в любой ситуации и помочь в решении его проблем. Важно уточнить, что содержание разговоров не будет никому разглашаться.
3 Представьте новичка одноклассникам, расскажите о нём ребятам в положительном ключе. Важно следить, как будут развиваться отношения в классе, чтобы вовремя отследить негативные реакции со стороны «старичков».
4 Прежде чем вовлекать новичка в работу на уроках, дайте ему время прийти в себя, почувствовать себя в своей тарелке.
5 Чтобы адаптация проходила быстрее, можно посадить новенького вместе с одним из лидеров класса, который сможет ввести его в коллектив.
6 Совместной может быть не только учёба. Дежурство по классу способствует налаживанию контакта. Можно предложить новичку поучаствовать во внеклассной работе в соответствии с его увлечениями и талантами.
7. Если предпосылок нет, но новичок длительное время сторонится одноклассников, стоит проконсультироваться со школьным психологом.