Урок-игра по профориентации "Я и мир профессий" |
Цели урока: |
Ознакомление учащихся с житейским способом выбора профессий. Информирование их о качествах, присущих людям тех или иных профессий. Помощь в определении своих интересов и способностей. |
Задачи: |
Провести игру: “Назови профессии или специальности на заданные буквы”. Провести игру: “Самая – самая”. Изучить житейский метод выбора профессии. Провести игру: “Угадай профессию”. Выявить и перечислить профессиональные качества. |
Оборудование: стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий,тестовые бланки, диафильмы о профессиях. |
. Слово учителя. |
Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас были учеба, ваше разностороннее развитие– база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии. |
В вашем возрасте это сделать нелегко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером. |
При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска. |
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них. А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды. |
Деление на команды повышает активность учащихся) |
2. Игровая разминка. |
Игра первая: |
на доске написаны буквы: К, Р, Ф, П |
Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше? |
К |
Р |
Ф |
П |
Контролер Киноартист |
Разведчик Рыбак |
Фрезеровщик Фотограф |
Проводник Плотник |
Крановщик Кочегар |
Редактор |
Фигурист |
Пилот |
Радиоведущий Фармацевт |
Пожарный Полицейский Полярник Пограничник |
Киномеханик Рентгенолог |
Фтизиатр |
Космонавт Кабельщик |
Радист |
Фокусник Фотомодель |
Репортер |
Кровельщик Растениевод Каменщик |
Фотокорреспондент Печник Пиротехник |
Кутюрье |
Повар |
Кондитер |
Пекарь Портной |
Кондуктор |
Каменщик |
Парашютист |
Помощник воспитателя Переплетчик |
Вторая игра: САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора. Назовите профессии: |
Самая зеленая (садовод, растениевод,лесник, цветовод-декоратор ...) Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...) Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...) Самая волосатая (парикмахер...) Самая детская (воспитатель, педиатр, помощник воспитателя, учитель...) Самая неприличная (венеролог, гинеколог, уролог, ассенизатор...) Самая нарядная (швея, модельер...) |
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик- затейник...) |
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...) |
0. Самая тяжеловесная (каменщик, грузчик..) 1. Самая сытая (повар, помощник повара..) 2. Самая ремонтная (штукатур-маляр, слесарь-ремонтник..) |
3. Слово учителя. |
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. |
У каждого из вас есть мечта: кем стать. От вашего выбора во многом зависит ваша дальнейшая жизнь. |
Давайте мы выясним, что влияет на выбор человеком профессии. |
Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским. |
Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей. |
Востребованность на рынке труда. Доходность. Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз). |
4 5 6 |
Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер). Образованность (врач, учитель, психолог, ученый). Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной). |
Положительное влияние на семейную жизнь. Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа). Возможность карьерного роста (важно или не важно). |
Если у человека нет заветной мечты (получить только ту профессию и никакую другую), ведущую роль при выборе профессии играют пункты: “востребованность на рынке труда” и «доходность». |
- |
какие профессии, доступные вам, востребованы в нашем городе и неплохо |
оплачиваются? (швея, слесарь, каменщик) |
4. Игровая разминка. |
А теперь давайте отдохнем и поиграем в “Угадай профессию”. |
Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя. |
Задание |
необходимо изобразить профессию,указанную в карточке при помощи жестов и |
мимики,без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют. |
Прилагаемый список профессий |
Плотник, штукатур, доярка, швея, врач, художник, растениевод, повар, обувщик, каменщик и т.д. |
5. Профессиональные качества”. |
Давайте настроимся на серьезную работу. |
Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии. |
Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы. (Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий.). |
ШВЕЯ |
ПОМОЩНИК |
СЛЕСАРЬ |
ПОВАР |
ВОСПИТАТЕЛЯ |
Точность Выносливость Гуманность Сила воли Воспитанность |
Любовь к детям |
Ответственность Профессионализм |
Профессионализм Обоняние |
Физическая выносливость Аккуратность Чувство красоты |
Чувство вкуса Терпение Аккуратность |
Аккуратность Коммуникабельность Интуиция |
А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию: |
Учитель перечисляет профессиональные качества, а дети угадывают и называют профессию. |
Физическая подготовка Дисциплина |
Решительность Находчивость |
Самосовершенствование Собранность |
Ответственность Отвага |
Патриотизм |
Знание техники и оружия |
Физическая подготовка Смелость |
Знание психологии Находчивость |
Выдержка |
Самосовершенствование Собранность |
Решительность Воображение |
Артистичность |
(ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) (КЛОУН) |
Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются. |
Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым. |
6. Подведение итогов |
Подсчитав результаты, мы подведем итог: какая сфера деятельности собрала больше всего симпатий, а какая - антипатий. (Учитель зачитывает свойства типов труда: |
“Человек – природа”,“Человек – техника”, “Человек – человек”,“Человек – знаковые |
системы”, “Человек –художественный образ”). Более подробно с выбранной сферой деятельности можно ознакомиться с помощью стендов классификации профессий. |
7.Просмотр видеоролика о профессиях. |